Понятия со словосочетанием «арабская вязь»

Связанные понятия

Тугра (тогра; араб. طغراء‎, тур. tuğra, осман. طغراء‎ — tuğra, крымско-тат. tuğra) — персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул. Наибольшее распространение получил в Османской империи, где ставится на всех государственных документах, иногда также на монетах и воротах мечетей.
Шрифт мадани, мединский шрифт (араб. خط مدني‎ ) — один из архаичных каллиграфических шрифтов арабского письма, упоминаемый в библиографической энциклопедии Аль-фихрист книготорговца Ибн ан-Надима. Для шрифта характерна относительная округлость букв.
Сульс (перс. ثلث‎ sols; сюлю́с тур. sülüs; от араб. ثلث‎ ṯuluṯ — треть) — разновидность стиля арабской каллиграфии с округлыми и переплетающимися формами букв, чаще используется для заглавий, нежели для написания основного текста. В XI веке сулюс вытеснил распространённый до того куфический стиль.

Подробнее: Сулюс
Насх (араб. نسخ‎) — основной и самый распространённый шрифт для записи большинства языков, использующих арабский алфавит.
Аяк-кап (также аяккап) — хозяйственная сумка для хранения посуды, которая использовалась в быту кочевников (казахов, киргизов, каракалпаков, туркмен). Изготавливалась из войлока и кожи, имела овальную или четырёхугольную форму. Лицевую сторону аяк-капа вышивали узорами, украшали орнаментальными фигурами, вырезанными из войлока, бархата, тонкого сукна, а также тиснением, накладными пластинками из металла и кости; к краям прикрепляли кисточки.
Куфи́ческое письмо́ (араб. الخط كوفي‎ al-Ḫaṭṭ al-kufi — куфический почерк) — один из старейших видов арабского письма, созданный в конце VIII века после основания двух иракских городов — Басра и Эль-Куфа. Куфическое письмо сыграло большую роль в дальнейшем развитии всей арабской каллиграфии.
Шрифт макки, мекканский шрифт (араб. خط مكي‎ ) — один из самых архаичных каллиграфических шрифтов арабского письма, сформировавшийся среди переписчиков Мекки. В библиографической энциклопедии Аль-фихрист книготорговца Ибн ан-Надима упоминаются четыре «перво-письменности»: макки, мадани, басри и куфи. Для мекканского почерка характерен наклон вправо. В дальнейшем макки развился в почерк хиджази.
Каля́м или кала́м (араб. قلم‎) — основной инструмент, используемый для каллиграфии в арабской письменности и основанных на ней прочих письменностях: персидской, урду, дари, пушту и других. Калям представляет собой тростниковый стержень с заострённым концом, который окунается в чернила. Основным отличием каляма от пера, карандаша или ручки является косой заострённый конец. Обычно в работе используется сразу несколько калямов, отличающихся толщиной и углом среза заострённого конца.
Бу́квица, или инициа́л, — крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.
Флаг армии Шри-Ланки представляет собой эмблему на сине-оранжевом фоне. Эмблема же состоит из герба Шри-Ланки на пересекающихся кастане (декоративных мечах) с золотыми рукоятками инкрустированными бриллиантами и рубинами, с яблоком в виде львиной головы с серапендией или другими мифическими животными в качестве оформления гарды и львами в оформлении крестовины клинка. Кастане опираются на ленту с надписью Армия Шри-Ланки на сингальском языке.
Рытый бархат — старинный пушистый бархат с вытисненным узором (слово «рытый» употребляется как эпитет бархата в значении «пушистый» (исторически и народно-поэтически)).
Гайта́н (из греч. γαιετανόν от ср.-лат. gaitanum «пояс»; укр. гердан) — шнурок, плетёная лента, тесьма, на котором обычно носят нательный крест.
Ара́бская каллигра́фия, также исламская каллиграфия — искусство каллиграфии, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность, используемая в арабском, дари, пушту, персидском, уйгурском, урду и некоторых других языках.
Дзимбаори (яп. 陣羽織, «походная накидка») — род жилета, один из элементов поздней самурайской одежды, разновидность накидки хаори. Своеобразная японская версия табарда. С приходом к власти Токугавы Иэясу и изгнанием большинства европейцев из страны в начале XVII века подобные заимствования с Запада прекратились. Однако в эпоху Эдо дзимбаори стала атрибутом самурайского статуса и начала использоваться как церемониальная одежда. Изначально воины носили дзимбаори после сражений, вместо снятых доспехов...
Медальон (через нем. medaillon или фр. médaillon, от итал. medaglione, увеличительное от medaglia — медаль) — украшение или памятный знак круглой или овальной формы.
Гаф — 26-я буква персидского алфавита, значение по абджадии совпадает с арабской буквой кяф, то есть равно 20.
Персидская каллиграфия (перс. خوشنویسی فارسی‎) — каллиграфия, используемая в персидской письменности, одно из наиболее почитаемых искусств в истории Персии.
Клинок афганских сабель не слишком отличается от аналогичных иранских и индийских клинков, но вот рукоять совершенно другая — она полностью изготовлена из стали. Интересен орнамент афганских сабель, в котором можно увидеть явные отголоски культуры соседних стран. Украшают ножны, клинки и рукояти гравировкой и насечкой. В узорах видны цветы и лепестки — это традиционно восточные элементы орнамента, а также завитки и раковины — заимствование из Европы.

Подробнее: Афганская сабля
Цаппа (амх. ፀፓ) — буква эфиопского алфавита геэз. В амхарском обозначает эйективный /ṣ/.
Дирхам (Dh; араб. درهم‎) — денежная единица Марокко. Выпускается центральным банком страны, Банк аль-Магриб (основан в 1959 году). Делится на 100 сантимов (араб. سنتيم‎). Первая эмиссия дирхама, привязанного к курсу французского франка, произошла в 1960 году. До этого основной валютой Марокко являлся марокканский франк.
Хат аль-машк, почерк машк (араб. خط المشق‎ , от араб. مشق‎ — «вытягивать») — один из архаичных каллиграфических стилей арабского письма, характеризующийся горизонтальным удлинением некоторых букв. Появление почерка связывают со временем правления второго халифа Умар ибн аль-Хаттаба. В настоящее время машком называют отдельное явление удлинения букв.
Рожо́к (вьетн. dấu móc или dấu râu) — диакритический знак, приписываемый сверху справа над буквами O и U во вьетнамском алфавите для получения букв Ơ и Ư, обозначающих незакругленные средний и закрытый задний гласные звуки и . Во вьетнамском языке Ơ и Ư входят в алфавит как отдельные буквы.
Соёмбо (монг. соёмбо бичиг) — одна из исторических монгольских письменностей, абугида, разработанная монгольским монахом и преподавателем Дзанабадзаром в 1686 году, чтобы писать на монгольском языке. Также её можно использовать для тибетского языка и санскрита.
Арабский шрифт Брайля (араб. بريل عربية‎, birēl ʻarabīyah / birayl ) — шрифт Брайля для арабского языка. Был разработан для Египта английскими миссионерами примерно в 1878 году, в целом соответствует английскому шрифту Брайля и другим алфавитам на основе латиницы, а также на основе других письменностей, таких как греческое письмо и кириллица. Исторически сложилось несколько стандартов арабского шрифта Брайля, некоторые из которых (например, алжирский вариант) не были связаны с египетским вариантом...
Прописна́я, или загла́вная, бу́ква — буква, которая увеличена в размере в сравнении со строчными буквами. Иногда такая буква обладает другой графемой.
Дипилонская надпись — короткая надпись, нацарапанная на винном кувшине (ойнохойе), обнаруженном на Дипилонском кладбище в Афинах в 1870 году. Известна как старейший образец текста на греческом языке.
Почерк андалуси (араб. خط أندلسي‎ ) — каллиграфический стиль арабского письма, сформировавшийся в Мусульманской Испании. Для почерка характерна относительная плавность и свойственное другим магрибским стилям обозначение буквы «Фа» (араб. ف‎) точкой снизу, а буквы «Каф» (араб. ق‎) одной точкой сверху.
Алиф максура (араб. الألف المقصورة‎, al-alif al-maqṣūrah — «ограниченная А») — буква арабского алфавита.
Ца́та (др.-рус. «цята», цѧта — «мелкая монета»; от лат. centus) — элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, расположенный в нижней части православного креста, также часть оклада, древнерусское золотое или серебряное украшение иконы.
Настали́к (перс. نستعلیق‎) — один из почерков каллиграфии арабской письменности. От стандартного шрифта арабской письменности — насха — отличается усечённым написанием знаков (от которых зачастую остаются только точки), наличием большого количества лигатур, а также тем, что связные элементы (группы знаков) внутри слова пишутся под определённым наклоном вплоть до окончания элемента, причём следующий элемент снова начинается в верхней части строки. В арабских странах и вне персоязычного мира широко...
Мерои́тская пи́сьменность — алфавит из 23 знаков, использовавшийся примерно со II века до н. э. до V века н. э. в Нубии и северном Судане для записи мероитского языка.

Подробнее: Мероитское письмо
Ско́ропись — вид кириллического письма, возникший из полуустава во второй половине XIV в., употреблявшаяся в частности в канцеляриях и частном делопроизводстве, из которой в XIX в. появился современный рукописный шрифт.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Двадцать карбованцев (укр. Двадцять карбованцiв, нем. Zwanzig karbowanez) — номинал денежных купюр, выпускавшихся Рейхскомиссариатом Украина в 1943—1944 годах;
Монгольская книжная культура возникла в XIII веке в Монгольской империи в связи с созданием письменности. В том же веке возникло книгопечатание. Культура монгольской книги получила новый толчок к развитию с распространением в XVI веке буддизма и бурной переводческой деятельности. Характерной особенностью традиционной книжной культуры монгольских народов было сосуществование ксилографического книгопечатания и рукописной передачи текстов, эта двойственность просуществовала до первой четверти XX века...
Агра́ф (от старофр. agrafe — «зажим, скрепка, крючок») — застёжка в виде броши для причёсок, платьев.
Картуши возникли в период Возрождения на рубеже XV-XVI веков. В эпоху барокко и рококо картуши приобретают более сложные, часто асимметричные формы, на первый план выходят декоративные свойства элемента, который зачастую не несет никакого внутреннего изображения. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма. Распространившиеся в XVI—XVIII ст. картуши украшают парадные входы во дворцы.
Аксами́т (от греч. εξα — шесть + μιτος — нить) — устаревшее название плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат. Чтобы выдержать тяжесть металлических нитей, ткань формировали из шести нитей — двух основных и четырёх уточных, отсюда и греческое название. Узор на ткани делали с помощью кручёной золотой или серебряной нити.
Саукеле́ (каз. сәукеле, кирг. шөкүлө) — высокий конусообразный головной убор, высотой около 70 сантиметров, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, один из древних головных уборов, бытовавший у казахов до самого конца 19 века.
Басма́ (тюрк. байса, пайцза, букв. — отпечаток) — один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц — басманных досок. Басмой также называют тонкие металлические или кожаные листы с выбитым таким способом узором. По сравнению с чеканкой, изготовление рельефных рисунков с применением техники басмы существенно экономит время и повышает производительность труда.
Гамль, гэмль (амх.ገምል) — буква эфиопского алфавита геэз. В амхарском обозначает /g/. В гематрии соответствует числу «три». В традиционной эфиопской записи чисел буквами коптского алфавита число «три» также пишется через букву «гамма» — ፫.
Глиф (др.-греч. γλύφω «вырезаю; гравирую») — элемент письма, конкретное графическое представление графемы, иногда нескольких связанных графем — составной глиф, — или только части графемы, например — диакритический знак. Два или более глифа, представляя один и тот же символ, используемые попеременно или выбранные в зависимости от контекста, называются аллографами друг друга.
Зайн (араб. زاى‎) — одиннадцатая буква арабского алфавита. Используется для обозначения звука «з».
Надписи на иконах — принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Стемма (греч. στεμμα или στεμματος, лат. stemmata — венок из ветвей) — в Древней Греции лавровый венок, обвитый белой шерстью. В Древнем Риме — родословные ветви, родословное древо. В Византии — корона императора. В современном русском языке употребляется в двух последних значениях.
Этру́сский алфави́т — набор символов, характерный для письменного этрусского языка. Создан на основе западногреческого алфавита.
Суджинская надпись, или надпись из Суджи, — памятник древнетюркской рунической письменности. Найден профессором Г. Рамстедтом в 1900 году в Монголии в местности Süüdziin-dawaa (48°30’ N, 105° O).
Ти́тло (греч. τίτλος) — диакритический знак в виде волнистой или зигзагообразной линии (◌҃), использующийся в греческой, латинской и кириллической графике для сокращения слов и обозначения числовых значений; в настоящее время сохраняется только в церковнославянском языке.
Алагре́к или а-ла-гре́к (фр. à la grecque, по-гречески; англ. greek key) — французское название архитектонического прямолинейного орнамента, занятого у греков, употреблявших его на украшение каймы одежды.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я